Как приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Хотела поделится простыми способами, которые помогут сделать обучение немного легче и помогут приучить ребенка самостоятельно делать уроки. Эти способы взяты из книг А.Фабер и Э.Мазлиш, Ю.Гипенрейтер и К.Прайор. У меня от прочтения книг до осмысления и применения на практике прошло долгое время, надеюсь, что у вас получится быстрее :)))

  • Разбивайте большое задание на подзадания и записывайте их для себя и ребенка. Например, в решении математической задачи можно выделить такие этапы: прочесть задачу, обсудить план решения, решить в черновике, записать в чистовик. Для многих детей актуально увидеть большое непосильное задание раздробленное на несколько более маленьких и вполне посильных.
  • Используйте «я-высказывания». Меня часто охватывала трясучка, когда мы садились заниматься. Справится со своим гневом и раздражением на дочку и не загнать обучение в тупик своими обвинениями в тупости, медлительности, непонятливости и еще много в чем, было ох как не просто. Когда я совсем закипала, то делала три глубоких вздоха и медленно формулировала я-высказывание: «Я очень раздражаюсь, когда, слушая меня, делают все наоборот».
  • Поддерживайте эмоционально любое движение в сторону нужного результата. Описывайте с одобрением то, что сделал ваш ребенок, пусть даже этот шаг может быть очень маленьким. «Ты нашел нужный номер и прочитал всю задачу от начала до конца. Отлично!» Можете описать, как ребенок читал: «Ты читал медленно, но очень четко, Молодец».
  • Старайтесь не критиковать без надобности. Т.е. критикуйте или исправляйте только то, что касается конкретного решения задачи. Если же ребенок начинает грызть ручку или ковырять в носу или коряво писать, то используйте я-высказывание: «Не люблю, когда грызут ручки».
  • Когда необходимо указать на ошибку в решении , указывайте. Однако сначала, отметьте, что ребенок сделал правильно. Например: «Ты правильно записал пример 5+7=, но в ответ закралась ошибка. Осталось только найти ее.» И можно предложить выбор: «Тебе подсказать в чем она, или попробуешь сам поискать?»
  • Обучение должно строится по принципу + — +. Перед тем как заниматься покажите ребенку свою безусловную любовь. Обнимите и дайте понять, что вне зависимости от результатов обучения вы его любите. Когда надо исправить ошибки, делайте это. Но после отметьте его старание: «Я видела, как ты старался сосчитать правильно и загибал пальцы.»
  • Положительная нота в конце занятия — залог успешного следующего занятия. Так что в случае с задачей, дайте ребенку очень простой пример, который он явно сможет решить, и похвалите его за решение. Хорошо, если вы также будете использовать описательную похвалу: «Сколько будет 2+3?  Правильно! Ты быстро и легко складываешь числа в пределах десятка и тебе даже не надо использовать пальцы. Молодец!»
Эту статью мне еще хочется продолжить разговором об ошибках и о стратегиях обучения. Но лучше сделаю это у другом посте.

Tags: , , ,

Leave a Comment