Как помочь детям понимать прочитанное?

В западных школах большое внимание уделяют понимаю прочитанных текстов. Учат детей анализировать, выделять главную идею и ключевые слова, искать причинно-следственные связи и логику. Особенно если этот текст научный. Там есть даже такой термин «проактивное чтение». В наших школах детей очень редко учат этому умению. Чаще родители находят курсы скорочтения  (одна из задач которых также улучшить понимание текстов) и считают, что этого достаточно. А что если не достаточно, или если таких курсов нет поблизости? Может ли родитель помочь ребенку научиться не только читать, но и понимать прочитанное?

Вот несколько советов, которые облегчат понимание текста у детей с первого прочтения:

  • прочитать название текста, рассмотреть картинки и подумать, о чем может быть текст;
  • если перед или после текста есть вопросы или комментарии прочитать их и подумать, мог ли бы я ответить на эти вопросы, исходя из своих знаний;
  • из каждого абзаца прочитать первое предложение и попытаться понять логику или выстроить канву текста (какая основная идея или логическая цепочка, которую выстраивает автор);
  • прочитать текст, опираясь на созданную в голове логику.

Советы просты и сложны одновременно, сложны особенно тем, что мы не привыкли работать с текстом и анализировать его, нас чаще учили зазубривать и запоминать, что тоже неплохо, но никакого отношения к пониманию не имеет.

Но может быть, если попробовать применить эти советы и почитать «проактивно» вместе с детьми, им будет потом легче справляться с огромным потоком информации?

Tags: ,

Leave a Comment