Тонкости активного слушания. Часть 1

Многим родителям уже знакомо сочетание активное слушание или эмпатия. Оно используется, чтобы понять и принять чувства детей. Об активном слушании подробно написано у известных российских и зарубежных психологов.

Возможно некоторые родители уже применяют этот подход в общении с детьми и возможно успешно. Однако в результате тренингов с родителями я поняла, что далеко немногим удается легко и гладко использовать активное слушание со своими детьми. Часто родители говорят, что ребенок еще больше замыкается на проблеме или же неадекватно реагирует на попытки выслушать его. Ожидать же положительных результатов, например, что ребенок успокоится, или же легче переживет проблему, больше расскажет о ней или даже найдет выход из сложной ситуации, в данном случае не приходится. А это обидно, потому как те, кто почувствовал или овладел этим методом ясно видят результаты и ощущают на себе и ребенке действенную работу этого подхода.

Давайте попробуем разобраться, почему это происходит?

Неужели метод настолько настолько плох, что подходит только для особенных детей или настолько хорош, что остается уделом только профессиональных психологов? Задавшись этим вопросом и обсудив с мамами трудности, с которыми сталкиваются родители, практикующие активное слушание, я задала эти вопросы Адель Фабер, автору серий книг «Как говорить, чтобы дети слушали и слушать, чтобы дети говорили».

Здесь выдержки из нашей переписки, которые я предлагаю Вам в попытке донести тонкости, которые часто ускользают от нашего внимания при знакомстве с активным слушанием из книжек.

К сожалению или счастью, не только слова имеют значения, но и едва уловимые перепады тона, голоса, мимики. Ваши внутренние желания и эмоции могут помочь или же помешать ребенку справиться со сложной ситуацией и успокоиться. Ну и конечно, то, что мы говорим тоже имеет значение. Есть ли разница между: «Это очень больно…» и «Это может быть болезненно.» (первое больше похоже не приговор). Вместо того, чтобы говорить ребенку, что он должен ощущать, слова «может быть» дают ребенку шанс утвердиться в чувстве, отвергнуть его или рассказать вам больше про то, что его беспокоит. То же самое относится и к разнице между фразами«Ты расстроен/смущен/злишься» и фразой «Это может расстроить/смутить/разозлить кого-угодно» и «От такого легко расстроиться/смутиться/разозлиться».

Продолжение в следующем посте Тонкости активного слушания. Часть 2

Tags: , ,

Leave a Comment